Когда-то я был редактором «Воложки» и работал вместе с нынешним редактором Юлией Михальской. Это было интересное время реформ и обновления районной газеты. Пришло время, и Михальская сменила меня на этой должности, а я ушёл «на вольные хлеба», оставаясь просто одним из авторов районки, экспериментируя и создавая первый и пока единственный в районе сайт с авторской лентой новостей. Осенью 2011-го неожиданно для многих редактором «Воложки» назначили другого, но моя коллега не осталась без дела: мы вместе с ней с удовольствием занялись выпуском «Делового Маркса» - газеты, рекламной по статусу и отсутствию льгот, но информационной и общественно-политической по сути. Монополии «Воложки» пришёл конец. На основе здоровой конкуренции стало расширяться информационное поле, в Марксовском районе впервые в его истории стали на равных выходить две газеты. Мы с Юлей мечтали о третьей, рассуждали, смогут ли в условиях «рыночной экономики» поместиться в маленьком районе четвёртое, пятое издание. Ждали, кто же и когда пойдёт по нашему пути… Но пришло лето, и оказалось, что популярность новой газеты больно отразилась на тираже старой: за месяц до финиша подписной кампании на 2-е полугодие-2012 «Воложка» набирала всего треть своего тиража. Это стало одной из тем многих совещаний, проводимых в такие же жаркие дни в районной администрации. Странно: мне всегда казалось, что лучшее продвижение любого товара или услуги – это его цена и качество, а не нажим по подписке. Я так и заявлял на всех подобных совещаниях, даже когда меня об этом не спрашивали. Но тут положение казалось критическим: главы приходят и уходят, редакторы и журналисты меняются, а муниципальная газета должна жить, и читатели у неё должны оставаться. Ведь если однажды они уйдут, то в отличие от редакторов и журналистов, уже не вернутся. И тогда мы решили выручать коллег-конкурентов: вместе с Юлией Михальской выступили на страницах «Делового Маркса» с обращением к читателям: выписывайте «Воложку», наш бесплатный еженедельник не стремится заменить собой районную газету! «Мы не повторяем «Воложку», а дополняем её. У нас свои новости, свой стиль и свой язык. Так что «ДМ» не вместо, а вместе, причём бесплатно», - это цитата из прошлогодней нашей заметки. С точки зрения банального бизнеса это абсурд: проблемы одного из участников рынка обычно на руку остальным. Но рынка СМИ у нас в районе нет, «Деловой Маркс» только приступил к его развитию. И делать это лучше, соревнуясь с коллегами. И пусть появятся новые достойные конкуренты! Это только благо для газет и для района. Наряду с обращением, которое большей частью похоже на моральную поддержку, мы сделали ряд практических дружественных шагов: временно уменьшили объём ДМ до 12 страниц, приостановили планы по доставке газеты в сёла Подлесновского направления, отдалились от районки в тематике наших новостей. С тех пор прошёл год, редактором «Воложки» вновь приглашена Юлия Михальская, две газеты стали налаживать партнёрские отношения в интересах читателей и рекламодателей. Помните, мы сообщали о наших договорённостях создавать рекламодателям максимально благоприятные условия? Об отказе от демпинга и уравновешенной ценовой политике? О том, что объявление для «Делового Маркса» читатели могут, если до нас далеко, занести в «Воложку» – коллеги нам его тут же передадут. И наоборот – мы передадим коллегам объявление, предназначенное для публикации в их газете. Удобно же? Такого добрососедства СМИ, кстати, нет ни в одном районе области. С «Воложкой» мы договорились даже о том, что «Деловой Маркс» приостанавливает рост тиража на уровне 6500, и не будет пока расширять географию своего распространения за пределы тех 11 сёл, в которые газета уже традиционно доставляется. Сейчас заканчивается подписная кампания на следующее полугодие, и нашим коллегам вновь нужна всесторонняя, прежде всего, читательская поддержка. По данным на 6 июня было выписано всего 2910 экземпляров «Воложки», к 13 июня тираж вырос до 3265. Сейчас, наверно, ещё добавилось, я просто не обладаю точной информацией. Но там, где распространяется ДМ, с подпиской на «Воложку» дела обстоят хуже. Поэтому я обращаюсь к читателям «Делового Маркса»: поддержите свою районку, которая до сих пор считается лучшей в Саратовской области. Не пожалейте денег: на целое полугодие их надо не больше, чем всего на кило колбасы. Со своей стороны я готов рассмотреть вопрос о небольшом сужении сферы распространения «Делового Маркса». Об этом я заявил в понедельник на районном совещании руководящего состава. Если от учредителей районной газеты поступит соответствующее обращение, ДМ «уйдёт» из тех сёл, куда «пришёл» позже остальных – из Подлесного, Сосновки, Баскатовки, Рязановки и Орловки. Такая мера продиктована сложившейся ситуацией и вовсе не отменяет читательской инициативы: желающие могут приезжать за «Деловым Марксом» в редакцию и распространять нашу газету среди односельчан. Если вы заметили, ДМ и «Воложка» почти не пересекаются в тематике своих страниц. Мы не пересказываем то, что было опубликовано у наших коллег, а информационно дополняем их, и этим подчёркиваем, что две газеты всегда лучше, чем одна. Иначе информационное поле просто скукожится. Для подписки на «Воложку» осталось всего несколько дней: эта пятница, да понедельник-вторник. Владимир Гуреев, автор и издатель газеты «Деловой Маркс»