3,5 миллиона!
На заводе "Моссар" в Марксе пятый год подряд выпускают более половины ВСЕХ электросчётчиков, производимых в России

Завод, в котором рождается свет
Знаете ли вы, что ООО НПФ "Моссар" - это один из крупнейших в России заводов по производству светодиодного осветительного оборудования?

Светодиоды вместо ртути
Представители белорусского завода заинтересовались идеей использовать для освещения своих новых цехов светодиодные светильники, выпускаемые в Марксе

И всё-таки за ним пришли(4)
«Деловой Маркс» так много рассказывал про коррупцию в райадминистрации, что мне в итоге пришлось закрыть газету. Но и Олега Тополя закрыли

Колонка редактора



Вслушаться в слова(1)

 Желание главы района публично дать клятву работать честно и добросовестно вселяет уверенность, что он собирается эти обещания исполнять


Реклама



Последние комментарии
08.11.2023
Владимир Дмитриевич Батяев
Владимир Дмитриевич, к огромному сожалению, в

17.09.2022
Ринг на всю жизнь
Я тоже у Гусева тренировался.

29.03.2022
Людмила Савицкая
Людмила Владимировна Савицкая приняла оригина

05.10.2021
Валерий Георгиевич Шевчук
Кто Вы и зачем Вам Шевчук? Напишите мне в лич

30.09.2021
Ксения Чернова
у неё духа больше чем у многих мужиков.

Главная » Статьи » 2010 год » Воложка № 83

Сказка странствий. Глава 2

Лагерь труда без отдыха

Стоянка экспедиции — это дюжина больших и маленьких палаток. На 25 детей — 15 взрослых, мальчиков и девочек среди школьников почти поровну.

Честно говоря, порядок в лагере наблюдается только в части расстановок палаток. Среди личных вещей — полная сумятица. 

— Это прошёл тихий час, — объясняет руководитель экспедиции. — Потом был объявлен подъём, купание. Дети встали, переоделись, а порядок навести забыли, и потому в лагере стихийное бедствие. Иногда, впрочем, они успевают прибраться, но чаще — нет.

Уже несколько лет к экспедиции подключаются ребята из Казани. Москвичи и казанцы познакомились на экологической конференции, которая проходила в Нижнем Новгороде. Это было мероприятие экологического движения Елены Колпаковой "Поможем реке". С тех пор постоянным участником экспедиции стал Вадим Германович Марфин. Он преподаёт в Казанском университете биологию, а кроме того, возглавляет Казанский общественный экологический совет и в городском дворце детского творчества занимается со школьниками. В этом году с ним трое подростков.

— Мы иногда приезжаем к ним в гости, — рассказывает предводитель путешественников. — Останавливаемся в одной из школ и знакомим детей с городом. Казань — уникальный город, восток-запад.

На ужин у путешественников был вермишелевый суп и чай с лимоном. Пищу на стоянке готовят дежурные, которые постоянно меняются: каждый в походе должен уметь накормить себя и других. В этот день дежурили Альбина и Влад. На природе, на костре, после интересного и тяжёлого дня невкусной еды не бывает.

— Вечером у нас все работают по должностям, — говорит руководитель экспедиции. — Кто-то дежурит, кто-то ведёт дневник за день, отмечает хронометраж, фиксирует результаты метеонаблюдений, подводит итоги, ведёт техописание пройденного маршрута. Никто не бездельничает. У нас даже шутят: экспедиция — это лагерь труда без отдыха. К тому же, первостепенно важны вопросы обеспечения. Всем, что связано с бытом, занимается Роман. Например, привоз питьевой воды. Каждые 3 дня мы вынуждены тарить на такую ораву два десятка 20-литровых бутылей. Кстати, и на вёслах у нас работают все, кроме, разве что, капитана теплохода. Смена на вёслах — 20 минут. Этого хватает, чтобы устать, а переход от одной стоянки к другой — это не полчасика. От Балакова до вас мы дошли за 4 перехода. Хорошо, что на этом отрезке течение сильное, это облегчает работу на вёслах. 

Приключенческая география

Экспедиция по изучению Волги —это проект клуба, который называется творческим объединением путешественников "Зюйд-Вест". Название произошло от места расположения школы, где 20 лет назад возник клуб — юго-запад Москвы (зюйд-вест). 

Сейчас это одна из самых крупных и престижных государственных школ столицы, в ней учится более 2 тысяч детей. Это целый комплекс, где есть детсад, начальная и основная школа, а ещё — обычная и необычная инфраструктура для образования и полезного времяпрепровождения. Например, конюшня, 20 лошадей, школа ремёсел с гончарной мастерской, кузницей и т.д. Кто захочет узнать подробнее, может зайти на сайт школы www.sc109.ru, там масса интересного.

Всё вместе называется Центр образования №109. Его создатель и директор — широко известный в учительских кругах доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, заслуженный учитель и так далее Евгений Александрович Ямбург, который не меняет своё место работы уже более тридцати лет. 

— В Центре образования есть профильные классы — математические, физические, мединститутские, экономические, гуманитарные, они закреплены за вузами, приходят преподаватели оттуда, — рассказывает Музалёв. — Детям через их знания открыта льготная дорога для дальнейшего обучения.

Кстати, у клуба путешественников "Зюйд-Вест" тоже есть сайт: zwclub.ucoz.ru. Когда ничего ещё не было, в Центре уже работала секция приключенческой географии, которую вела учитель биологии и географии Татьяна Николаевна Зубкова. 

Так вышло, что где-то между советским прошлым и новым временем секция сдружилась с юношеским морским клубом "Алые паруса" Галины Валентиновны Войновой, заслуженного деятеля культуры России. Этот алый парусный клуб был в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького. В своём босоногом московском детстве его посещал нынешний руководитель экспедиции Владимир Анатольевич Музалёв. Два десятилетия назад он был заместителем директора Центра образования по научно-методической работе, преподавал физику. Он и собрал основу педагогического коллектива, в котором теперь без малого тридцать человек - от студентов и аспирантов до докторов наук.

Теперь клуб "Зюйд-Вест" входит в состав Московского центра Русского географического общества. Кому интересно, посмотрите на сайте клуба их отчёт об одной из экспедиций, называется "Экспедиция БЕЛЫЙ ГОРОДОК - 2008". А вот что они пишут сами о себе: "Миссия клуба — разностороннее развитие членов клуба в процессе живого познания окружающего мира посредством путешествий, исследовательской работы и другой совместной деятельности. В том числе, развитие навыков позитивного общения в коллективе на основе доброты, дружбы и взаимоуважения". Вот какая миссия!

Таблетка от инфантильности

Клуб путешественников реализует внеклассную образовательную программу "Живая школа".

Детям организовывают исследования — посильные для их возраста и в сочетании с темами, которые проходят на обычных уроках. Это помогает, говоря скучным языком педагогов, "выявить и развить их склонности и способности к определенным наукам и видам деятельности, применить получаемые на уроках знания на практике, повысить мотивацию детей к обучению". 

Но это только звучит скучно, а на деле — просто мечта, фантастика!

В клуб набирают с 5 класса — дети становятся "первокурсниками", будто они студенты некоего высшего учебного заведения, своеобразного Университета Путешествий. После уроков они собираются на свои занятия, где изучают историю мореплавания, морское дело, этнографию, гидробиологию, ландшафтоведение, каждый член клуба проходит туристическую подготовку.

— Мы показываем детям жизнь. Всё, что они изучают в книжках, только живьём, с помощью специалистов, чтобы дети сами добывали информацию, — рассказывает руководитель клуба и экспедиции Владимир Музалёв. — Фактически это уроки, только в других условиях, дополняющая школа. 

В качестве летней практики у "первокурсников" поход - целая неделя на Волге, к северу от Москвы. Ставится палаточный лагерь, учатся основам полевой жизни. Переходя в 6-й класс, участники клуба переходят и на 2 курс Университета Путешествий. Летом для них задача уже посложнее: дети совершают 2-недельную экспедицию по маршруту Углич - Калязин, это верхняя Волга.

— Они же городские дети, — говорит Музалёв о воспитанниках клуба. — Порой они не задумываются, откуда что берётся. Они беспомощны, стоит только отобрать их от мамы. Они не могут развести костёр, приготовить еду, даже вещи не могут собрать, не знают, где у них носки лежат. И вот великий смысл в туризме в том, что человек обеспечивает себя сам. И дети этому учатся. Просто разжигание костра, пилка-рубка дров, учим ставить палатки, работать с кипятком. Для них это экстремальные условия, встряска, которая помогает им избавиться от инфантильности. 

Превращение охламонов

Когда трехлетнее обучение заканчивается, можно не покидать клуб, а пройти все этапы заново, но на более высоком уровне: стать вожатыми. Можно учиться в 8 классе и быть наставником у 1 курса, ученики 9 и 10 классов работают.

Потом они поступают в вузы, становятся кураторами, старшими вожатыми, и это уже давно — их компания, их среда обитания и общения. В их языке давно за каждым курсом закрепилось своё название, в соответствии с подготовкой и опытом.

Новичков клуба называют "охламонами" — они не умеют ничего, ни на что не годятся, всему-то их учить надо. Зато через год они становятся "гражданами". Это люди, достойные уважения, потому что они, столкнувшись с трудностями, не струсили, не сдались, не бросили клуб, а напротив, хотят знать и уметь всё, что знают и умеют их руководители.

Третьекурсники становятся "путешественниками". Оно и понятно: финалом трёхлетнего обучения становится настоящая, и даже научная экспедиция по Волге. Представляете, окончив всего-то 7-й класс, когда ещё верится в сказки, можно действительно попасть в такое незабываемое приключение!

— Сейчас в клубе занимается около сотни ребят, — говорит его руководитель. — Другого такого в России, пожалуй, нет. У нас работают не только педагоги, есть даже свой экспедиционный центр — с инженерами, техниками, плавсоставом, есть два пароходика, шлюпки. Всё это школьное, государственное. И при этом занятия в клубе бесплатные. Но удивительно, с каждым годом всё сложнее становится набирать на 1 курс. Что в культурных семьях? Английский, восточные единоборства, музыка, художественная школа — дети загружены до предела. И родители думают, что готовя ребёнка к поступлению в вуз, они готовят его к жизни. И не понимают, что он ещё должен сформироваться как личность.

Романтика познания

Участники экспедиции рассказали нам, как провели эти три недели. 

В Балаково они побывали с экскурсиями на ГЭС и в информационном центре атомной электростанции, погуляли по городу, посетили краеведческий музей. Исследовательские группы работали по своим направлениям: история, фольклор, этнография, зоология-ботаника, водная экология.

Потом переход и пара дней стоянки в окрестностях Вольска, программа примерно та же. В Марксовском районе путешественники познакомились с городом, музеем, ездили в Степное, Колос, разговаривали с местными жителями, проводили опросы, ходили в гости к этническим немцам, побывали в казахской семье. Они впервые в жизни ели бешбармак и другие национальные блюда, интересовались сельским хозяйством.

Вместе с гидробиологом дети изучали беспозвоночных рачков, разные планктоны, обнаружили много удивительных ракушек, среди которых встречались даже морские. Откуда? Из морей и океанов, заплыли к нам на днищах больших кораблей.

И так, у каждой группы свой научный руководитель и свои маленькие открытия. 

— У нас, конечно, не строго научные задачи, мы с детьми не стремимся открыть что-то особо новое и великое. Для нас смысл в другом: чтобы дети не только в учебниках, но и на практике увидели многообразие природы и культуры России, познакомились и подружились вдалеке от родной Москвы с людьми других национальностей. Кроме того, участники экспедиции находятся в активной позиции исследователей. Они ещё многого не умеют, только учатся, но в их душе остаётся неизгладимая романтика познания.

Всё, ежегодная детско-юношеская историко-экологическая экспедиция "Волга — 2010" завершилась. В будущем году она начнётся здесь же, у нас, в Марксовском районе, и путешественники пойдут дальше, вниз по великой реке. 

Кому интересно, может присоединяться, становиться по соседству своим палаточным лагерем, участвовать в исследованиях, предлагать свои партнёрские программы, состязаться в спортивных играх. Впереди ещё год на подготовку.

А в воскресенье московские путешественники переправились на левый берег, покинули свои шлюпки, сели в автобус, который привёз их на вокзал, и сели в поезд. Шлюпки погрузили на фуру и тоже отправили в Москву. Руководители подгадали так, чтобы поезд и фура попали в столицу одновременно: шлюпки надо разгружать в Строгино, где располагается водная база клуба путешественников.

Категория: Воложка № 83 | Добавил: Фарит (27.07.2010)
Просмотров: 1406 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Регистрация
Реклама



Доска объявлений
Предлагаю
Менеджер по рекламе. Уверенный пользователь ПК и Интернет, программами Word, Excel. Быстрая обучаемость. Написание постов и размещение информации о компании в интернете. По вопросам обращаться на whatsapp/viber +79259188025.
Наш опрос

Оставить свой комментарий
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright В.Гуреев © 2010-2024Создать бесплатный сайт с uCoz
Наверх