3,5 миллиона!
На заводе "Моссар" в Марксе пятый год подряд выпускают более половины ВСЕХ электросчётчиков, производимых в России

Завод, в котором рождается свет
Знаете ли вы, что ООО НПФ "Моссар" - это один из крупнейших в России заводов по производству светодиодного осветительного оборудования?

Светодиоды вместо ртути
Представители белорусского завода заинтересовались идеей использовать для освещения своих новых цехов светодиодные светильники, выпускаемые в Марксе

И всё-таки за ним пришли(4)
«Деловой Маркс» так много рассказывал про коррупцию в райадминистрации, что мне в итоге пришлось закрыть газету. Но и Олега Тополя закрыли

Колонка редактора



Вслушаться в слова(1)

 Желание главы района публично дать клятву работать честно и добросовестно вселяет уверенность, что он собирается эти обещания исполнять


Реклама



Последние комментарии
08.11.2023
Владимир Дмитриевич Батяев
Владимир Дмитриевич, к огромному сожалению, в

17.09.2022
Ринг на всю жизнь
Я тоже у Гусева тренировался.

29.03.2022
Людмила Савицкая
Людмила Владимировна Савицкая приняла оригина

05.10.2021
Валерий Георгиевич Шевчук
Кто Вы и зачем Вам Шевчук? Напишите мне в лич

30.09.2021
Ксения Чернова
у неё духа больше чем у многих мужиков.

Главная » 2011 » Июль » 8 » Осмысление отпуска. Часть 4
22:44
Осмысление отпуска. Часть 4

Та самая гребёнка,
которая 90
километров трясла
машину и её экипаж

Семейное путешествие на автомобиле исключительно богато впечатлениями. Особенно, если выбираешь маршруты, которыми никто ехать не советует. 

Попав в Крым как все, то есть через Джанкой, по безукоризненно ровной трассе Мелитополь – Симферополь и проведя незабываемую неделю на отрезке южного берега от Симеиза до Ялты, обратно мы искали другой путь.

Ищем новые пути

Можно было через Судак и Коктебель податься в Керчь, чтобы на пароме пересечь пролив, соединяющий Чёрное и Азовское моря, и причалить к российскому берегу на косе Чушка. Тем более, что через пару-тройку лет там, наконец, достроят мост на материк через острова на Тузле, и тогда «паромная романтика» уйдёт в прошлое.

Керченская паромная переправа
Касса: (06561)-6-95-88; диспетчер: (06561)-6-95-59
Расписание паромов:
Из России на полуостров Крым – 02.30; 05.45; 08.30; 11.15; 14.15; 17.15; 20.00; 23.30
С полуострова в Россию – 01.30; 04.45; 07.30; 10.15; 13.15; 16.15; 19.00; 22.30

Но знающие люди сказали, что там очереди. Мы нашли в интернете телефоны Керченской паромной переправы, и на том конце провода этот слух нам, увы, подтвердили. Тогда время, которое теряется даром в очередях, мы решили потратить с пользой, и остановились на пару дней для купания на пригородных пляжах Феодосии. А затем свернули на север и взяли курс на Арабатскую стрелку, которая выводит из Крыма на Геническ, это уже «большая земля».

К слову, после горного Крыма феодосийские пляжи нам не понравились. Вода, хоть и тёплая, но нет в ней той лёгкой прозрачности, как в Симеизе или Ливадии, поскольку берег и дно сложены из мелкого ракушечника, а он взбаламучивается волнами и людьми. И всё бы ничего, но народу много, а вместе с ним много и мусора. Плюс высокая влажность, что особенно заметно вечером, а под утро на сохнущее бельё выпадает такая обильная роса, что хоть выжимай. Дополняют картину скучные равнинные пейзажи.

Другое дело – на ялтинском участке. Мелкая галька на пляжах у подножия гор, которые гигантскими камнями-скалами заходят в море, как Диво или Аю-Даг, а на своих сухопутных вершинах носят тучи, словно шапки. Вода чистая, так, что, дойдя до края многочисленных волнорезов, можно отчётливо рассмотреть дно на глубине 7-8 метров. Отдыхающих тоже немало, хотя меньше, чем в Феодосии. Но, то ли они не сорят, толи так исправно убирают: свалок на пляжах и вблизи мы не увидели. И, конечно, царящая в воздухе смесь солёности моря, свежести гор и заповедных лесов, пересекаемых серпантинами дорог и пешеходными тропами.

По трём атласам

Мы пытались найти подступы к берегу залива Сиваш, но дорога утопала в траве и болоте

Вереница пресных озёр, которые узкой ниточкой тянутся посреди Арабатской стрелки

На косе со стороны Геническа выстроено множество баз отдыха, они переходят из одной в другую

Впрочем, если подъехать ближе, заметны следы слабого интереса к этим местам «организованных» туристов

В интернете не найти такой «Солнечный берег», но если оказаться рядом и не иметь особых претензий к благоустроенному отдыху, это классное место

  Всё протяжение стокилометровой Арабатской косы – это прекрасный пляж, где с удовольствием останавливаются любители «дикого» отдыха

Арабатская стрелка привлекла наше внимание с самого начала. Это узкая и длинная коса, идущая вдоль восточного берега.

Если ехать с полуострова на континент, то сзади остаётся Чёрное море, справа появляется Азовское море, а слева его огромная заболоченная часть – мелководный и до жути солёный залив Сиваш.

В основном, коса имеет ширину километр-два, иногда шире, а местами сужается так, что кажется, будто, стоя в середине, можно в обе стороны докинуть до воды камень. И самое главное: на карте обозначено, что по всему этому великолепию длинной в добрую сотню километров тонкой ниткой пролегает дорога. Грунтовая, правда, но дорога! Вот по ней мы и поехали.

К этому времени мы были вооружены уже тремя атласами разных издательств и годов издания, и чтобы не ошибиться, данные одних карт сверяли с другими. И вот настал день, когда мы проверили эту теорию 13-дюймовыми колёсами российского легкового автомобиля.

Свернув с трассы Феодосия – Керчь в районе села Батальное, мы до въезда на косу, километров 14-15, мчались с ветерком по хорошему асфальту. Это вселяло оптимизм, так как дорога, что от Батального до косы, что по самой косе до самого её конца – обозначалась на карте одинаково.

Находясь на твёрдом дорожном покрытии, в предпоследнем населённом пункте до косы, селе Семисотка, мы заехали на АЗС заправиться, а заодно спросить у местных, на самом ли деле дорога есть?

До этого, в Ливадии и Феодосии, нам говорили, что дороги, вроде бы, нет. Но говорили как-то в общих чертах, расплывчато: ну откуда им знать? Местные сказали конкретно: дороги, в обыкновенном её понимании, действительно нет.

А что тогда есть? Ответ на этот вопрос звучал по-военному кратко: «Есть направление. Одно, не заблудишься. Мы на косу рыбачить ездим». То есть, дорога проходима, а есть она или нет, зависит от скорости движения.

В багаже наших знаний о предстоящем пути появились, какие-никакие, подробности, и в 2 часа дня мы въехали на косу.

Дикая стрелка

Вид, конечно, великолепный. За этим мы и ехали, чтобы с обеих сторон от автомобиля простиралась зеркальная гладь воды.

В Сиваше, конечно, не искупаешься: воды в нём много, но она по колено, вместо дна толстый слой серо-чёрного ила, а подходы почти везде заболочены, ехать по многочисленным узким дорожкам, уводящим вглубь зарослей, мы не рискнули.

Зато берег Азова – это сплошная стокилометровая(!) полоса прибоя, сложенная из мелкого ракушечника. Берег чистый, вода тёплая, дно приятное, его уклон равномерный, без ям, что удобно для детей, а зайди чуть дальше – начинается глубина, достаточная для взрослых. И полностью в стиле Азовского моря – отмели по пояс, идущие параллельно берегу метров через 50-100, а потом вновь можно нырять.

И ни одной души.

Первый населённый пункт нам встретился через 4(!) часа пути. И на этом отрезке навстречу прошла всего одна машина.

Зато мы видели ценителей такого уединения: при въезде на косу и при выезде с неё много «диких» стоянок – автомобиль, чаще всего с российскими номерами, плюс палатка. Иногда несколько автомобилей образовывали маленький палаточный городок. Но поскольку заезжают сюда только со стороны Керченского полуострова или от Геническа, серединный участок косы протяжённостью километров в 40 абсолютно пуст: Арабатскую стрелку никто не проезжает насквозь!

Причина этого проста – невыносимая дорога. Определение «непроходимая» тут не подходит, мы же проехали. Именно невыносимая, поскольку гладкая песчаная грунтовка при въезде как бы заманивает на эту чудесную и нелюдимую полоску земли, а потом превращается в жестокую и бесконечную «стиральную доску».

Гребни из плотного как бетон ракушечника высотой с сигаретную пачку, которые пересекают косу по всей ширине, на вид кажутся мягкими, но от машины на них даже след не остаётся. Зато и пыли мало.

Но как же достаётся машине и экипажу!

Что такое стиральная доска

Когда каждый метр пути состоит из 2-3 таких гребней, и так на протяжении почти 90 километров, можно сойти с ума.

На преодоление этого участка нам понадобилось без малого 4 часа. Испытатели из известной автомобильной телепрограммы, наверно, не так сильно мучают подвеску автомобиля, как дорога по Арабатской косе.

Вспомнились напутственные слова местных – это не дорога, это направление. То есть сеть дорожек, бегущих параллельно друг другу, можно без труда переехать с одной на другую. Так мы и приноравливались в поисках лучше накатанной.

Азовская кромка косы чуть выше, Сивашский берег пологий, по розе ветров основные ветра дуют с Азова на запад, в Сиваш. В особо сильные осенние штормы морскую воду нередко перебрасывает через косу. Вот вдоль этих ветров и выросли окаменелые гребни, причём ближе к Сивашу они чуть сглаживаются. Мы – то искали мягкую дорожку вдоль камышей, и тогда «разгонялись» до 30-40 км в час, то выскакивали на морской берег, чтобы полюбоваться пейзажем или искупаться, и это стоило нам уменьшения скорости до черепашьего часа.

В какой-то момент переехать с правой каёмки косы на левую и обратно стало непросто: посреди узкой косы, омываемой солёным морем и ещё более солёным заливом возникло такое же узкое и длинное пресное озеро. Его хозяева – одноногие цапли провожали нас взглядом, крутя головами. Мы бы останавливались чаще, но преодоление косы затянулось, с моря тянуло тучи, и мы стали тащиться безостановочно.

Нынешнее поколение младших школьников, к которым относятся и наши дети, уже не видят в быту стиральные доски: в каждом доме сейчас машина-автомат. Мы спросили их, что такое стиральная доска? И они сходу ответили, что арабатские дороги. А что такое – тёплое и пустынное море? Это Азов на Арабатской стрелке.

Когда на исходе четвёртого часа вдали показалось село Стрелковое, вздохнули с облегчением. Село оказалось длинное, домики ухоженные, на каждом заборе надписи о сдаче жилья, номера телефонов. Но асфальт появился, только когда село кончилось.

Ещё 20 километров сплошных санаториев и баз отдыха, и Геническ. Незадолго до этого возникла дикая мысль: а вдруг «большая земля», до которой осталось чуть-чуть, находится за разведёнными мостами, и с косы нет выхода в ту сторону, только обратно? Спросили об этом таксиста. Он высунулся в форточку и спросил: «Вы с той стороны? Ну, вы даёте»!

Мы испытывали радость и немного гордости, что проехали всю дорогу. И было немного сожаления, что дефицит времени не позволил нам хоть на пару дней прервать своё путешествие палаточной стоянкой в любой точке этой дивной и первозданной Арабатской стрелки.

Владимир ГУРЕЕВ, фото автора

О ценах в Крыму, украинских гривнах, обменниках, автозаправках, криминальной обстановке на курортах и палаточных стоянках в полосе черноморского прибоя – в следующей главе.

Категория: Владимир Гуреев | Просмотров: 2723 | Добавил: vlgureev | Теги: Арабатская стрелка, Сиваш, Азовское море | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 2
avatar
1
Удалено
Ответ: Спам
avatar
2
Удалено
avatar
Регистрация
Календарь
«  Июль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама



Доска объявлений
Требуется
Помощник менеджера. Пунктуальность, коммуникабельность. Приём входящих звонков, электронных писем, консультaция по телефону покупaтелей. Работа/обучение на неполный рабочий день. Обучение бесплатно. По всем вопросам обращаться на ватсап/вайбер +79259188025
Наш опрос

Оставить свой комментарий
Статистика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Copyright В.Гуреев © 2010-2024Создать бесплатный сайт с uCoz
Наверх