В этом году весь музыкальный мир отмечает двухсотлетний юбилей великого польского композитора Фредерика Шопена. Это имя знакомо даже тем, кто практически не интересуется классической музыкой. Оно ассоциируется с печальными ноктюрнами и лирическими прелюдиями, и мало кто знает, что этот бледный темноволосый юноша, каким его чаще всего изображали на портретах, был пламенным борцом за свободу своей горячо любимой родины — Польши.
Вспоминая о Шопене, нередко произносят и другое имя — самой эмансипированной и экзальтированной женщины девятнадцатого века, француженки Жорж Санд. В течение десяти лет она была возлюбленной польского музыканта. В воспоминаниях современников остались вечера, проведённые в её имении, когда Шопен играл на рояле, а Жорж писала свои романы. Это был тандем двух творческих людей, который однажды разрушился, ибо ничто не вечно под луной, даже великая любовь.
Почему вдруг я вспомнила о Фредерике? Ведь на самом-то деле его день рождения отмечается в марте. Зато весь год — юбилейный, а для меня Шопен — это осень, ненастные дни, дождливые вечера, прощание с теплом. Более всего мне хочется слушать его произведения именно в октябре и ноябре.
Моё старое, чуть дребезжащее пианино любит, когда я играю на нём прелюдии Шопена. Особенно ему нравятся Четвёртая прелюдия и чудесный ми-бемоль- мажорный ноктюрн. Давным-давно я выяснила, что моё пианино, как, впрочем, любой музыкальный инструмент — живое существо. У него есть свои странности и предпочтения. Потому я и не удивляюсь, если однажды ни с того, ни с сего начинают западать клавиши, пианино напрочь отказывается играть легкомысленный аккомпанемент к какой-нибудь современной песенке. Но едва я ставлю на пюпитр зеленоватую брошюру с нотами Шопена, всё разом меняется. Фортепьянный звук преображается, музыка льётся плавно и свободно. Чувствуется, что инструмент наслаждается мелодией.
Однажды Фредерик Шопен даже приснился мне. Я видела его печальное лицо, склонившееся над клавишами и освещённое трепещущим огоньком свечи. Слышала, как он играет — о, это была божественная игра! Недаром же он был не только гениальным композитором, но и виртуозным музыкантом. Сон растаял, зато остались стихи. Им уже больше десяти лет, но они по-прежнему дороги мне.
Четвёртая прелюдия Шопена
А строгой тишины нарушен сон… И кто-то нежный фортепьянным звуком Вошёл и рядом встал. Которым мукам Мне в избавление сейчас явился он?
И воздух загустел и стал видней, И в эту густоту упали звуки. Хрусталь рождали трепетные руки. Маэстро у рояля всё бледней…
И тёмной головы — не взмах, а взлёт! Всё тело — сгусток нервов — в напряжении. Быстрее темп! Вся музыка — движение! Летят страницы рукописных нот.
В рояле отражён овал лица. Зачем же вы, маэстро, перестали? Дотроньтесь же до клавиш, до педали! Играйте же! Играйте без конца!
Как всё недолговечно… Боже мой… Пропал рояль, и музыка пропала. О, мсье Шопен! Я вас тогда узнала! О, Фредерик, побудь ещё со мной…
Иногда, когда я шагаю по осенним улицам, мне кажется, что в воздухе проносятся едва уловимые мелодии Шопена. Они звучат, напоминая о том, что всё проходимо на этом свете, и только музыка — вечна.
Осень. Строги очертанья Переулков и домов. И душа, как при прощаньи, Обошлась без лишних слов.
Утро стынет под окошком. С каждым днём желтее клён. Воробьи летят на крошки У подъезда. Усыплён
Ритм сердца и дыханья. Чище воздух. Чётче звук. Снова будут обещанья: Как-нибудь исполню вдруг...
А мелодии Шопена Завертелись. Листопад. Запорошенная сцена, И прелюдии летят...
|